
Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) – это психическое состояние, для которого характерны раздражение, разочарование, ступор, отчаяние вызванные крушением или невозможностью осуществления планов.
Это состояние наступает, когда невозможно удовлетворить какие-то базовые потребности, когда реальность входит в глубокое противоречие с желаемым.
Как в известном фильме: “…имею возможность купить козу, но не имею желания, имею желание купить дом, но не имею возможности…” Если желание сильно, а возможность ограничена, наступает фрустрация.
При фрустрации характерно продолжение упорной борьбы за желаемое, причем отсутствует понимание, что же собственно делать, чтобы цель была достигнута, имеет место некое волевое напряжение в состоянии краха и подавленности.
Фрустрацией занимался Фрейд и его последователи, которые связывали фрустрацию с агрессией.
Современные психологи связывают фрустрацию не только с агрессией, гневом, но и с чувством вины, подавленности, депрессией, и рассматривают ее как частную форму стресса.
Уровень фрустрации зависит:
- От силы фрустратора (фрустрирующего фактора),
- От функционального состояния человека, попавшего в ситуацию,
- От сложившихся форм эмоционального реагирования человека.
Есть понятие фрустрационная толерантность, это тоже самое, что и стрессоустойчивость. В ее основе лежит адекватная оценка ситуации и предвидение выхода из нее. Т.е. все те же пять точек баланса.
Когда ко мне обращается человек с фрустрацией, я работаю со всеми тремя составляющими уровня фрустрации, и с формами эмоционального реагирования, и с высвобождением энергии для улучшения функционального состояния, и с силой фрустратора, которая бывает сильно преувеличена субъективным восприятием человека. Часто мы сами придумываем себе непреодолимые препятствия, а потом впадаем во фрустрацию из-за невозможности достижения цели.
В контексте фрустрации необходимо добавить пару слов о воспитании детей: частые запреты на действие приводят к детской фрустрации. А она уже формирует отрицательные черты характера: агрессивность, повышенную возбудимость, комплекс неполноценности, неврозы. Типичный пример фрустрирующего воздействия – запрет педагога или родителя в форме лишения ребенка чего-либо очень желательного или привлекательного. Частая и длительная фрустрация может привести к вышеописанным негативным изменениям в характере. Сила детской фрустрации зависит от степени значимости блокируемого поведения и от субъективной близости достижения цели. То есть лучше не оставлять спички на видном месте, чем блокировать поджог дома на последней стадии, это в том числе и к фрустрации может привести.
Особенности личности, приводящие к фрустрации:
- Неоправданно высокая самооценка.
- Завышенный уровень притязаний.
- Трудность ставящихся перед собой задач.
Особенности личности, выводящие из фрустрации:
- Высокая степень осознанности и саморегуляции.
- Внутренняя психическая гармония.
- Творческое отношение к жизни.
В общем тот, кто обладает высокой осознанностью и саморегуляцией опять выигрывает. Поэтому рекомендую освоить упражнение 5 точек баланса и смело строить планы, не боясь никакой фрустрации.