Как преодолеть детские кризисы?

vozrastnaya psihologiya

Вам известно, что возрастная психология меняет свои параметры? Что подростком считается уже не 12-летний ребенок, а 10-летний? Что половая жизнь начинается не в 18, а в 13-15 лет? Меня, как мать подрастающего пацана, не может это не заботить.

Дети стремительно взрослеют и развиваются, каждое следующее поколение опережает предыдущее. Я уже перестала сравнивать свое возрастное развитие с развитием своего сына – пустое это занятие. То он рассуждает, как 18-летний парень, то шкодит, как 7-летний ребенок. И очень быстро взрослеет! Остается в очередной раз развести руками и повторить, что я такой не была!

Известно, что человек растет и развивается неравномерно. Есть периоды медленного поступательного развития, накопления потенциала, а есть периоды стремительного развития, быстрых перемен. Именно эти стремительные периоды и называют кризисами.

Кризисом заканчивается каждый этап развития, а после кризиса начинается следующий этап. У каждого периода своя основная задача – коммуникация, взаимодействие с предметами, игра, обучение, социализация. Но все это хорошо и красиво смотрится в табличке учебника по возрастной психологии. А когда ты непосредственно погружаешься в изучаемый предмет, открываются совсем другие картины.

Например, моему сыну скоро 8 (я пишу эту статью в ноябре 2019 года). По логике возрастной психологии он должен счастливо преодолеть кризис 7 лет и активно посвятить себя учебе. Но у нас кризис! Учителя жалуются, что он им дерзит, хамит и матерится. Не слушается, не поддается влиянию и ведет себя как подросток за рулем Гелендвагена, хотя ему неполных 8 и Гелендвагена он в глаза не видел.

Его поведение очень похоже на подростковый кризис, хотя этого просто не может быть. Почему мой отличник, умница и мамина гордость так себя ведет? Любой психолог скажет – потому что в семье кризис. Но в семье нет кризиса! Очень ровный период – мир, любовь и много работы. А сын пробует зубы. Что-то там в его мире происходит.

И так довольно часто – возрастная психология одно, а реальность совсем другое. Думаю, что мы не одни такие, что другие мамы тоже замечают разницу между прописанным и происходящим. А все потому, что карта и территория – две разные вещи. Нам необходимо картировать эту реальность, чтобы справляться с ней, но надо помнить, что описание реальности и сама реальность – это не одно и то же.

Поэтому я перестала листать учебник и стала смотреть на то, что есть. А есть мой сын в кризисе. И он хочет, чтобы его уважали, прислушивались и по-другому с ним общались. И это происходит в неполные 8. Он еще просто не изучал возрастную психологию)

Значит надо смотреть на то, что есть, а не на то, что должно быть. В таких случаях я использую процесс 5 точек баланса, об этом можно подробнее почитать здесь. А еще использую круговой процессинг – назначаю себя сыном и пробую увидеть ситуацию его глазами, определить его чувства и потребности в этой ситуации.

Отработав так эту ситуацию, я принимаю решение, как лучше всего действовать, чтобы потребности всех участников ситуации были максимально удовлетворены. В такую круговую проработку можно включать пострадавших учителей и смотреть на ситуацию их глазами. Круговой процесс делается за всех участников ситуации. Все это помогает выбрать оптимальный способ действия для достижения поставленных целей.

В круговом процессинге определенно скрывается какая-то тайна. Часто, при проработке ситуации за другого человека, мы получаем неожиданный результат – поведение человека меняется и проблема разрешается как бы сама собой. Почему так происходит, мне неизвестно. Работает тот же принцип, что и в классических расстановках по Хеллингеру.

Если вы хотите поработать этими методами со своими проблемами, пишите мне в личку и записывайтесь на сессию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: