Эта статья касается фрилансеров. Себя я тоже отношу к этой категории. Это люди, которые работают на себя и выполняют работу в частном порядке. К фрилансерам относят разные профессии, это и маникюрши, и адвокаты, и психологи, и web-дизайнеры и много кто еще. Объединяет их то, что они работают сами на себя и сами устанавливают свой ценник.
Про ценник и пойдет речь.
Многие фрилансеры сталкиваются с проблемой оценки своих услуг. Как оценить себя адекватно, чтобы, с одной стороны, не остаться без клиентов, а с другой, не пахать с утра до ночи за неадекватно низкие деньги?
Как правило, начинают все со среднерыночной цены для начинающих, а потом повышают цены.
Значительная часть фрилансеров сталкивается с проблемой: когда они повышают свой ценник, постоянные клиенты куда-то быстренько исчезают. Хвалят, благодарят и исчезают. Через пару недель без новых поступлений, приходится ретироваться и, превозмогая стыд, возвращать цены обратно и униженно просить постоянных клиентов вернуться.
Особенно это обидно, когда знаешь, что твоему коллеге, у которого более низкая квалификация, тебе это точно известно, эти же клиенты готовы сходу платить раза в два больше денег, хотя работает он значительно хуже.
Неужели ценник специалиста и качество его работы не связаны напрямую?
Занимаясь фрилансерской деятельностью достаточное количество лет, я убедилась, что ценник фрилансера часто зависит не от профессиональной подготовки и не от реального количества клиентов, а от того, как человек САМ СЕБЯ ОЦЕНИВАЕТ.
Причем внешние уловки здесь не работают. Если ваш ценник не опирается на внутреннее состояние уверенности, клиенты это чувствуют и отказываются платить заявленные деньги. Ваши сомнения и неуверенность считываются клиентом на подсознательном уровне. И он просто не может серьезно воспринять называемую вами цену.
Просто одни люди оценивают себя высоко, а другие низко, вот эта оценка напрямую и отражается на ценнике. Если она не соответствует внутреннему мнению специалиста о собственной ценности, он останется без клиентов и вынужден скорректировать ценник.
Почему мы вынуждены соглашаться на низкий ценник?
Ответ на этот вопрос прозвучит очень банально – из-за низкой самооценки. Проблема в том, как мы сами себя оцениваем.
Откуда же берется низкая самооценка?
Когда человек появляется на этот свет, он никак себя не оценивает. Он вообще ничего не оценивает, он все принимает как есть. Первая оценка себя – это та оценка, которую человеку дают его родители. Ну, или те люди, которые находятся рядом в ранний период его жизни. Вот эта оценка и становится его самооценкой.
Если на ребенка нарадоваться не могли, в попу дули и стремились порадовать – самооценка будет высокой. Если относились слишком требовательно или мало обращали внимания – низкой.
Самооценка зависит от многих вещей. Например, от порога чувствительности. У каждого он свой, что для одного много, для другого критично мало. Или, если вас высоко оценивала мать, но себя при этом оценивала низко, у вас будет низкая самооценка, потому что вас высоко оценивал малозначимый человек.
Да и завышенная самооценка – не сахар. Если на ребенка не оказывалось разумного давления, он может вырасти безынициативным и инертным. Так что переборщить можно в обе стороны.
Конечно, жизнь и обстоятельства потом подкорректируют эту первую оценку, но базовая самооценка закладывается именно на первоначальном этапе жизни, и именно с ней придется дальше жить и работать.
Что же делать, если хорошо зарабатывать хочется, если ваши коллеги повышают ценник и отлично зарабатывают, даже специалисты ниже уровнем, а вы все никак не можете повысить ценник?
Для начала – повышать оценку себя. Конечно, необходимы и объективные действия по укреплению позиций на рынке: увеличение числа клиентов, повышение квалификации, реклама. Но все это не будет иметь никакого значения, если вы низко себя оцениваете. Вы можете потратить годы жизни и многие тысячи денег на повышение мастерства, но так и не будете чувствовать себя в праве повысить цену своих услуг.
Одна моя клиентка – яркий пример. Она прекрасный детский тренер, который зарабатывает частными тренировками. Клиенты есть, они благодарны, но почему-то родители детей расхваливают в соцсетях и фотографируются с другими тренерами, которые ставят ценник вдвое выше, чем моя клиентка. Хотя их уровень мастерства ниже, чем у нее. Наверное, престижно фотографироваться с дорогим тренером, это показывает уровень благосостояния семьи и престижа.
Уровень самооценки повысить можно. Но часто это продолжительный и трудоемкий процесс, ведь мы привыкаем оценивать себя определенным образом.
Я работаю с клиентами над самооценкой путем повышения осознанности. Когда человек видит, что прежний шаблон поведения гораздо менее эффективен для достижения поставленных целей, чем новый, он переходит на новую схему отношения к себе.
Еще помогает написание дневников по определенному заданию, например, за что я могу себя сегодня похвалить?
И, конечно, работа с самоопределением. Все мы нуждаемся в положительной оценке со стороны, но для одних положительное мнение окружающих – это приятный бонус, а для других – это жизненно необходимо. Отсюда людей можно разделить на самоопределенных (тех, кто может сам себе давать позитивное подтверждение) и иноопределенных (тех, кто зависит от позитивного подтверждения себя и своих действий другими людьми). Путь повышения осознанности – это путь перехода к самоопределенности.
Но самое крутое в том, что правильными техниками внутреннее состояние меняется всего за несколько сессий.
Если вы давно чувствуете, что переросли свой сегодняшний ценник, но что-то внутри не дает его поднять так, чтобы клиенты восприняли это нормально, пишите мне в личку и записывайтесь на консультацию, вместе мы исправим эту ситуацию.